В преддверии петербургской премьеры мюзикла «Алые Паруса» художник Глеб Фильштинский выступил в печати с программным заявлением, в ходе которого предрек, что «Мюзикл станет привычным явлением в России»

Санкт-Петербург. 2014 год. Студия «Шоу Консалтинг» и Компания «Русский Мюзикл». На сцене Санкт-Петербургского Мюзик-Холла.
Технологическое сопровождение и проведение — Студия «Шоу Консалтинг»
Рекламная кампания и продвижение — Компания «Русский Мюзикл» и Студия «Шоу Консалтинг»



В Санкт-Петербургском Мюзик-Холле состоялась петербургская премьера мюзикла «Алые паруса». Спектакли проходили с 11 по 27 апреля 2014 года.

«Алые паруса» — это новая постановка мюзикла Максима Дунаевского, осуществленная лучшими российскими мастерами жанра. За период с 2011 по 2013 год мюзикл был поставлен в 18-ти российских городах в различных режиссерских интерпретациях и был отмечен премиями «Золотая маска» и «Музыкальное сердце театра». Осенью с большим успехом у зрителей постановка была показана в Москве. Студия «Шоу Консалтинг» и компания «Русский мюзикл» предложили зрителям современный взгляд режиссераДмитрия Белова(обладателя премии «Золотая Маска» за мюзикл «Продюсеры») на романтическую  сказку Александра Грина. Поклонники жанра хорошо знакомы с творчеством режиссера по мюзиклам «Метро», «Нотр-Дам де Пари» и «Ромео и Джульетта». Либретто и тексты песен были написаны  Андреем Усачевым и Михаилом Бартеневым.

Студия «Шоу Консалтинг» организовала и обеспечила проведение мюзикла на сцене Мюзик-Холла,а также крупномасштабную рекламную кампанию. Декорации к постановке создавал художественный руководитель нашей студии, известный театральный художникГлеб Фильштинский. За последние 18 лет он оформил ни один десяток спектаклей как в Санкт-Петербурге, так и в европейских театрах. Диапазон работ – от детских спектаклей до оперы. По задумке художника, история мюзикла происходила на десятиметровой трансформирующейся конструкция,доставка которой осуществлялась в двух сорока-футовых контейнерах и 12-метровой фуре, позволяющей легко перенести действие из морского причала на улицы Каперны, или сделать действие симультанным, разделив его на составные части. На нижнем уровне сцены скрывались таверна, готический собор и хижина моряка Лонгрена и его дочери Ассоль.

Особую ноту в оформление спектакля добавили хореографЕлена Богданович, пригласившая профессиональных паркурщиков оживить морские стихии, и художник Ольга Шагалина разработавшая специально для постановки костюмы в стиле стимпанк, так удачно сочетающиеся с декорациями и хореографией.
Трюки, световые эффекты, сложные театральные декорации, яркие костюмы  и великолепное актерское исполнение делают мюзикл Дунаевского настоящим современным шоу, аналогов которому  нет среди российских мюзиклов. 



В преддверии премьеры Глеб Фильштинский выступил в печати с программным заявлением, в ходе которого предрек, что «мюзикл станет привычным явлением в России». Предлагаем вашему вниманию данное интервью.

Корр.: В мюзикле « Алые паруса» состоялся ваш дебют в качестве сценографа. Расскажите об этом, пожалуйста.

Глеб Фильштинский: Мой сценографический дебют состоялся несколько ранее, но, безусловно, столь масштабный проект я реализовывал впервые. Задачи, которые ставит перед сценографией жанр мюзикла, — особые задачи. Это и масштаб, и огромное количество мест действия, и специфика пластических, вокальных решений. Было по-настоящему непросто, но мне кажется, всё сложилось более чем удачно.

— Как получилось, что «свет» вдруг обрёл материальность? Могли бы Вы в этом спектакле обойтись без огромной конструкции, действуя только привычными Вам средствами художника по свету?

— Свет стал обретать материальные формы естественно, без особого напряжения. Ведь, по большому счету, придумывание среды обитания для театрального действия — часть работы, как сценографа, так и художника по свету. Что касается «обойтись без огромной конструкции», то, знаете, в какой-то момент работы над сценографией идеи выходят из-под контроля и начинают жить сами по себе, по своим законам. И тут остается только оформить их в эскизах и чертежах.
Да, честно говоря, и задачи, поставленные режиссером Дмитрием Беловым, не располагали к простым и легким решениям.

— Работа Александра Сиваева на Вашем, по существу, месте — принимали ли вы участие в создании светового решения? Или это была самостоятельная работа художника, которому вы доверяете?

— Это была абсолютно самостоятельная работа Сиваева, — насколько в театре вообще все участники создания спектакля «самостоятельны». Я бил себя по рукам, чтобы не лезть в его работу. А если говорить про доверие Сиваеву... Я ему доверяю многое, практически все.

— Какова судьба мюзикла в России? Вы давно «в теме» и можете взглянуть на это с точки зрения профессионала и – почему бы нет — зрителя.

— Судьба мюзикла в России трудна и прекрасна. Пройдет «болезнь роста», и мюзикл станет привычным явлением культурной жизни в нашей стране. Будет много удачных и достаточное количество неудачных постановок, зритель будет восторгаться и плеваться, серьезные театральные критики признают этот жанр... А главное — появятся продюсеры и творческие команды, умеющие это делать качественно, по-настоящему умеющие работать в этом жанре. В общем — будет всё. Дайте время.

— В вашем творческом списке есть и работа художника по свету, и режиссура мультимедиа, и видеооформление. Какой вид театральной деятельности Вам более интересен?

— Наверно, в данный момент — сценография... Впрочем, мне интересен любой вид деятельности, связанный с созиданием.

— Вернёмся к «Алым парусам». Что вас привлекло в этом проекте? Музыка, драматургия, особенности режиссуры... паркур, стимпанк?

— Привлекло многое. В основном — личность режиссера и жанр мюзикла. 

— Какова была роль Максима Дунаевского в создании мюзикла, помимо участия как композитора?

— Роль Дунаевского — ключевая. Автор музыки — базовая фигура любого музыкального спектакля. А тут еще такая сильная личность, масштабная фигура.

— Любите ли вы вообще такую музыку?

— Люблю ли я такую музыку? Да, конечно. А кто из нас не испытывает положительные эмоции услышав «пара-пара-парадуемся на своем веку...»?

— «Вместе с мюзиклом в Санкт-Петербург приезжает и уникальная программа по театральной педагогике на основе методики «drama education» — для школьников средних и старших классов». Как сын выдающегося театрального педагога Вениамина Фильштинского, можете ли вы дать комментарий этой акции?

— Это просто очень сильная идея. Со всех точек зрения. Идея благородная и в перспективе крайне благодарная. Очень жаль, что сегодня таких программ практически нет... А может, из этой программы зародится некое новое «делегатское собрание» — как было в нашем ТЮЗе? Кто не знает, в Ленинградском ТЮЗе около семидесяти лет существовало Делегатское собрание — такой своеобразный детский парламент, «зрительский актив» театра, состоявший из представителей городских школ.

— Есть ли у Вас предложения или уже воплощённые идеи по сценографии в других проектах или спектаклях?

— Да, конечно. Есть ряд идей, они в ожидании правильного проекта, правильного продюсера, смелого и масштабного режиссера.

<...>

Текст: Елена Борисова

Источник:Глеб Фильштинский: «Мюзикл станет привычным явлением в России» // Сайт издательства «Ваш Досуг», 7.04.2014