«UP&DOWN». Балет Бориса Эйфмана

  • 2014
  • Александринский театр

О проекте

Применение современных технологий в театре позволяет не только создать зрелищную «картинку», но и минимизировать затраты на постановку. С помощью компьютерного моделирования возможно «увидеть» будущий спектакль еще до начала репетиций. В такой виртуальной постановке можно исправить неудачные сцены, подобрать наиболее подходящий свет, скорректировать сценографическое решение.

В декабре 2014 года специалисты Студии «Шоу Консалтинг» применили эти технологии в работе над спектаклем «UP&DOWN». Нам удалось «заглянуть в будущее» — увидеть спектакль таким, каким его задумали постановщики: балетмейстер Борис Эйфман, художник Зиновий Марголин и художник по свету Глеб Фильштинский.

Моделированием виртуального спектакля занимались технологи Студии «Шоу консалтинг» Гидал Шугаев и Яна Бойцова.

Работа проходила в несколько этапов. После того, как художник-постановщик предоставил эскизы и пояснения, а художник по свету — техническое задание и планировочные решения, специалисты-технологи создали трехмерную модель сцены Александринского театра, где планировалась премьера, со всей доступной механизацией. Затем интегрировали в нее модель декорации спектакля и разместили осветительное оборудование. Результатом стало подробное представление о компоновке сценического пространства, более полное, чем привычный эскиз и бумажные планировки.

Затем к модели подключили пульт управления: светооператор театра получил возможность управлять не только светом, но и переменами декорации в модели.

И, наконец, заключительный этап — виртуальные репетиции! Вместе с балетмейстером Борисом Эйфманом и техническим директором театра Алексеем Донде технологи Студии «Шоу Консалтинг» обозначали мизансцены, расставляя виртуальных артистов в пространстве модели, а затем выстраивали декорации и свет.

В итоге получилась полная черновая партитура всех декорационных и световых перемен, которая обычно появляется в театре после нескольких «живых» репетиций на сцене. Дальнейшая работа с готовой партитурой при выходе на площадку экономит драгоценное время и средства, что особенно актуально для театров, не имеющих собственной сцены и существующих перед премьерой в жестких временных рамках.

Трехмерная модель позволяет в студийных условиях проделать самую главную часть работы над спектаклем — выстроить алгоритмы взаимодействия компонентов спектакля. Такая методика работы над спектаклем очень перспективна, она открывает большие возможности для авторов и позволяет существенно повысить художественные качества спектакля, не прибегая к затратным во всех смыслах технологиям.