ВИРТУАЛЬНАЯ СЦЕНА. Создание мультимедийного шоу «Пётр Первый. Человек-история».

  • 2022

О проекте

Мультимедийный спектакль «Пётр Первый. Человек-история» состоялся этой осенью на Большом каскаде Петергофа. Крайне сложно было бы создать качественное шоу такого масштаба без использования технологий «Виртуальной сцены». Всё шоу было собрано и отрепетировано в виртуальном пространстве задолго до начала монтажа декораций и технического оборудования. Представители ГМЗ «Петергоф», выступающие заказчиком мультимедийного спектакля, увидели шоу целиком за три недели до его выпуска. Это стало возможном благодаря «Виртуальной сцене» — уникальному решению, созданному в Студии. Мы расскажем о этапах подготовки, которые скрыты от глаз зрителей, но очень важны и интересны.

Детали

Работа над мультимедийным спектаклем в пространстве «Виртуальной сцены», включала в себя следующие этапы.

Подготовительный этап.

  1. Создание компьютерной 3D-модели Большого дворца и каскада в Петергофе.

  2. Получение эскизов, рисунков, планов и разрезов от художников и технологов. Внедрение художественных решений в виртуальное пространство.

  3. Техническая подготовка площадки на «Вирутальной сцене». Во время технической подготовки проекта инженеры мультимедиа и операторы виртуальной модели размещают в ней все световые и видео приборы, декорации, реквизит, которые будут задействованы в шоу.

  4. Когда всё собрано (конструкции, декорации, «артисты», реквизит, свет, экраны, камеры), в Студию приходят постановщики и начинают придумывать шоу — создавать и творить!

  5. Репетиции на «Виртуальной сцене» ничем не отличаются от репетиций на реальной площадке, за исключением того, что результат все видят на экране и вместо артистов и бригады техников все действия по команде режиссёра выполняет оператор модели, выставляя наших виртуальных артистов в нужную мизансцену и делая ту или иную перемену декораций. Таким образом шаг за шагом фиксируется каждая доля секунды шоу. Программирование мультимедиа происходит сразу на профессиональных консолях и серверах, установленных в нашей Студии. Такие же системы управления используются и на реальной площадке и всё, что потом остаётся сделать, — загрузить шоу-файл и внести корректировки в заранее записанные партитуры.

  6. Работа с заказчиком. Итак, заказчик на экране видит шоу с разных точек, вносит корректировки и предложения. Это один из самых сложных моментов в работе создателей шоу и теперь мы можем не просто зафиксировать изменения, но сразу их внести и тут же показать результат.
    Мы понимаем, что сложно говорить о шоу, тем более о мультимедийном спектакле, не увидев полноценную картинку. Слишком большой простор для воображения, когда заказчик читает в сценарии «огненный свет за сценами», «скульптуры на экранах кружатся в танце», «на дворце стремительно возникают мотивы весны». В виртуальной модели все задумки уже визуализированы и всё выглядит так же, как будет в реальности.

  7. Перед выпуском шоу мы проводим три прогона. К этому моменту шоу уже готово, остается увидеть на площадке как всё получилось и внести финальные корректировки.

  8. Премьера.

Над проектом работали

О работе над проектом «Пётр Первый. Человек-история» рассказывает Алексей Полубояринов, руководитель проекта «Виртуальная сцена»:

«Мультимедийный спектакль в Петергофе — это масштабное мероприятие под открытым небом. В каждый момент времени на площадке работают от 50 до 400 специалистов, идёт время аренды большого парка оборудования, а репетиционное время ограничено ночными часами.

В таких условиях на площадке нет времени на запись света или выстраивание таймлайна видео, перемонтаж оформления или споры по поводу момента выхода артистов.
Поэтому мы уже не можем себе представить создание такого проекта без Виртуальной сцены.

С каждым годом процесс подготовки шоу в модели становиться быстрее. Так как модель всего каскада у нас уже есть, то мы год от года её совершенствуем, и основную часть времени меняем только оформление и расстановку оборудования. На этот процесс уходит от одной до четырёх недель слаженной работы инженеров мультимедиа и операторов модели.

Когда всё собрано (конструкции, декорации, «артисты», реквизит, свет, экраны, камеры), в Студию приходят постановщики и начинают придумывать шоу. График репетиций довольно гибкий, нам легко состыковать всех вместе, так как запуск подготовленной модели занимает несколько минут, а участники могут не только придти физически в Студию, но и подключиться дистанционно.

Репетиции ничем не отличаются от репетиций на реальной площадке, за исключением того, что результат все видят на экране и вместо артистов и бригады техников все действия по команде режиссёра выполняет оператор модели, выставляя наших виртуальных артистов в нужную мизансцену и делая ту или иную перемену декораций. Таким образом шаг за шагом фиксируется каждая доля секунды шоу.

Программирование мультимедиа происходит сразу на профессиональных консолях и серверах, установленных в нашей Студии. Такие же системы управления используются и на реальной площадке и всё, что потом остаётся сделать, — загрузить шоу-файл и внести корректировки в заранее записанные партитуры. Виртуальные репетиции происходят на протяжении месяца и на финишной прямой к нам может придти заказчик и увидеть всё шоу до монтажа на площадке. Он может посмотреть его с разных точек, внести корректировки и тут же увидеть исправленный вариант.

Всего у нас проходит три ночных репетиции на площадке перед генеральным прогоном. Первые две ночи посвящены тому, чтобы точно воспроизвести то, что было сделано в модели с поправками на погоду, погрешности монтажа, калибровку цвета и яркости и прочие детали.

Все службы могут работать независимо друг от друга, так как у всех уже есть представление о конечной цели, все могут свериться с записью виртуальных репетиций или с самой виртуальной сценой, мобильную студию которой мы разворачиваем тут же в аппаратной. Это существенно ускоряет процесс, никто никого не ждёт. И когда все кусочки шоу собраны в последнюю ночь перед ген. прогоном мы несколько раз прогоняем всё шоу в сборе и у постановочной команды появляется уникальная возможность отточить все элементы, внести последние правки, на которые так часто не остаётся времени, если шоу не готово заранее."