Научная и художественная разработка проекта «30 картин из жизни Петра Великого. 2022»

  • 2022

О проекте

Подготовка выставочного проекта «30 картин из жизни Петра Великого. 2022» длилась почти два года. Его история началась с совместного решения ПАО «Газпром» и Государственного музея-заповедника «Петергоф» о реконструкции праздника 1872 года, акцентом которого была масштабная выставка на Марсовом поле, рассказавшая о важнейших событиях биографии Петра Великого. Научная, художественная и технологическая разработку пректа выставки была доверена команде нашей студии.

Детали

Изначально считалось, что все работы которые были выставлены 150 лет назад на Марсовом поле, были утрачены. Однако, вскоре выяснилось, что 14 оригинальных полотен, написанных к этой выставке, хранятся в фондах Государственного Русского музея. Не смотря на свою несомненную историческую ценность, картины малоизвестных художников XIX века не представляют большой художественной ценности и их реставрация была признана нерентабельной в рамках отдельно взятого проекта. Физическую реставрацию отложили на будущее, а для выставки картины были оцифрованы и отреставрированы специалистами нашей студии с помощью компьютерных технологий.

К сожалению, 16 картин 1872 года оказались утрачены. Восстановить иконографию этих полотен помогли сотрудники Государственного Музея-Заповедника «Петергоф». Проведя научные изыскания, они составили задание для современных художников. В работу активно включилась Санкт-Петербургская Академия художеств имени Ильи Репина, выпускники и преподаватели которой взялись воссоздать указанные картины.

Отправной точкой для современной интерпретации картин стали исторические документы, в числе которых: «Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого», выпущенный в петербургском издательстве Германа Гоппе; брошюра выставки 1872 года специально написанная историком Петром Николаевичем Петровым для разъяснения изображённых на картинах событий; альбом фоторепродукций картин с выставки, исполненных фотографом Алексеем Лушевым; семь подготовительных рисунков к картинам, найденных в коллекции Государственного Музея Заповедника «Петергоф»; и многие другие документальные свидетельства того времени.

Историческим консультантом проекта выступил доктор исторических наук, профессор Евгений Викторович Анисимов.

Создатели выставки 2022 года приняли решение, что новые картины должны не просто воспроизводить общее решение и композицию утраченных полотен, а стать современным взглядом на события петровского царствования. Соединение в пространстве выставки работ художников XIX века и современных мастеров монументальной живописи, стало в буквальном смысле «связью времен», соединением прошлого и настоящего российской истории.

Не менее интересную задачу пришлось решать главному художнику проекта Дине Тарасенко — воссоздание декорационного оформления пространства выставки. Изучив гравюры Августа Даугеля по рисункам Карла Брожа, а также хранящиеся в музее театрального и музыкального искусства эскизы архитектора Павла Дмитриева, отвечавшего за художественное оформление пространства выставки 1872 года, Дина предложила вариант оформления, объединивший исторический облик выставки с современными эстетическими и технологическими требованиями.

Над проектом работали

Руководитель проекта — Елена Кальницкая

Научное обоснование — Мария Платонова

Научная разработка, автор текстов — Алина Зоря

Арт-директор — Глеб Фильштинский

Продюсер проекта — Глеб Абаев

Художник-сценограф — Дина Тарасенко

Художник-консультант — народный художник РФ Вячеслав Окунев

Графическое оформление экспозиции: Тимур Москаленко, Анна Новикова

Цифровая реставрация картин — Антон Брунов

Научное сопровождение экспозиции: Александр Белоусов, Наталья Клапунова, Николай Пыльцын