Большой театр. Балет «Пиковая дама». Виртуальная сцена

  • 2023
  • Большой театр
  • Виртуальная сцена

О проекте

В декабре 2023 года в Большом театре России состоялась мировая премьера балета «Пиковая дама» по одноименной повести А. С. Пушкина (музыка Юрия Красавина, хореограф-постановщик — Юрий Посохов, художник — Полина Бахтина).
Команда Виртуальной сцены Студии «Шоу Консалтинг» на протяжении полугода работала над масштабным проектом вместе с постановочной группой Большого театра. Наши специалисты сопровождали проект с момента формирования и утверждения оформления спектакля и передачи его в мастерские вплоть до технических и световых прогонов на сцене театра.

Детали

Оформление балета представляет из себя многофункциональный павильон внушительных размеров, начинённый большим подвижных элементов количеством спецэффектов. Первым делом стояла задача воссоздать и запрограммировать весь декорационный сетап спектакля, находясь в постоянном контакте с художественно-постановочной частью театра и авторами постановки. В такой постановке, где много нюансов и деталей, довольно просто что-то упустить из виду. Наша интерактивная виртуальная модель и в этот раз помогала всем участникам процесса выявить забытые кулисы, неточные габариты, уточнить функционал того или иного эффекта, определить необходимые и предельные скорости движения объектов на сцене.

Отдельно хотим поблагодарить команду технологов Большого театра, потому что благодаря высокому профессионализму и включенности коллег в процесс создания виртуального макета, совместно удалось собрали очень подробную и сложносочиненную интерактивную модель всего оформления спектакля.

Осенью состоялись несколько сессий постановочных репетиций на виртуальной сцене. В процессе этих репетиций технически подробно и музыкально точно авторами постановки были придуманы и отрепетированы все картины спектакля (декорации, мизансцены, свет, видео, эффекты) и перемены между ними.
Когда же постановщики спектакля отрепетировали всё на виртуальной сцене и проводили заключительные прогоны в репзале с артистами, на сцене полным ходом шёл монтаж декораций. В это время команда Виртуальной сцены проводила репетиции с ведущими режиссерами и главным машинистом театра, проходя по музыкальной партитуре все перемены и до долей секунды разбирая каждую перестановку. Чтобы расписать клавир спектакля, потребовалось около 8 часов — и это при том, что заполнение клавира велось в шесть рук, тремя ведущими режиссерами Большого — такова плотность событий этой постановки.
Уже на следующий день в театре была техническая репетиция, где, имея точную информацию, специалисты театра, сверяясь с аниматиком, записанным в виртуальной модели, выставляли метки, отрабатывали все перемены вживую и за две смены прошли от начала до конца весь спектакль.

Весь процесс сборки оформления и репетиций на Виртуальной сцене Большого театра происходил в онлайн формате, объединяя наших специалистов, службы театра и постановщиков спектакля.
Этот проект для специалистов Виртуальной сцены стал одним из ключевых в 2023 году и мы высоко ценим, что Большой театр доверил нам работу над этой постановкой, ведь как раз Большой одним из первых в России внедрял технологию виртуального проектирования и обладает большим опытом в этой области. Мы благодарны возможности обмена опытом с коллегами и будем рады новым совместным проектам.

Над проектом работали

Над проектом работала команда Виртуальной сцены:

Технический директор — АЛЕКСЕЙ ПОЛУБОЯРИНОВ
Художники-технологи — ФЁДОР РУЗАНОВ, ЕГОР ЕСИМОНТОВСКИЙ, ДЕНИС ШИЛОВ
Оператор модели и программирование света — ВИКТОРИЯ СВЕРЛОВА